30.07.2015 в 15:02
Пишет ogham:• Уже совсем скоро, в эту субботу, 1 августа будет Лугнасад (Lughnasadh) - кельтский праздник порога, обозначающий окончание лета и начало осени. Это праздник урожая и солнечного жара – яростной силы летнего солнца. Для кельтов это время – самая середина светлой половины года, пик силы этого полугодия, после которого год поворачивает к Самайну, ко времени власти ши, к тёмной половине года и к зиме.
В викканской традиции Луннаса – это время появления в мире первых «детей» сочетавшихся браком на Лито Богини и Бога: хлеба, овощей и фруктов. Божественная пара, таким образом, выступает в ипостаси подателей благ. Богиня в это время – хозяйка зерна и урожая, та, что собирает плоды, и хранит их, и распределяет. Для Бога это время – точка кульминации его зрелой мужской силы, поэтому Лугнасад нередко воспринимается как мужской, состязательный, иногда даже воинский праздник. Впрочем, у многих народов конец июля, время перед жатвой – традиционное время мужских состязаний.
У кельтов праздник был посвящен Лугу, чье имя переводится как «Светлый», одному из самых значимых и заметных богов кельтского пантеона, при этом он иногда обладает чертами и культурного героя, и трикстера. Луг был королем Туата де Данннан после Нуады Серебряной Руки, и входит в троицу величайших королей волшебного народа. Само название – Lughnasa трактуют обычно (в соответствии с глоссарием Кормака, Sanas Cormaic) как «сборище [в честь] Луга», а еще один источник переводит название как «свадьба Луга», правда не уточняет, с которой именно из жен. Сохранилась и легендарная версия о появлении праздника – говорят, что сам Луг установил его в честь своей приемной матери в Клане Дану – в честь Таильтин (Тальтиу), одного из воплощений земли.
В кельтские времена Лугнасад был временем общих собраний, судов – как королевских, так и судов брегонов (так же как противоположный в Колесе праздник – Имболк), когда каждый свободный мог явиться к месту собрания и попросить о справедливости. Такие общие сборы сопровождались торжищами, на которые приезжали и земледельцы, и ремесленники, и торговцы из дальних мест, а сверх того устраивались и королевские пиры, к которым также мог присоединиться каждый свободный, кто принес для короля «отдарок» - козленка, ягненка или поросенка.
Но с течением времени традиция сборищ законоведов полностью исчезла, а Лугнасад превратился, по большей части, в праздник жатвы, праздник нового урожая, и черты его стали близки к аналогичным праздникам по всей Европе: это обряды срезания первого и последнего снопов, это снятие пробы с урожая, это пиршества и состязания. Уникальным для кельтского мира обычаем осталась, пожалуй, только традиция собираться к вечеру праздничного дня на высоких холмах и жертвовать там десятину урожая земле.
Еда Лугнасада – это прежде всего «еда первых плодов»: то есть хлеб во всех его видах и формах, от лепешек до ягодных пирогов, это каша, сваренная одновременно из нескольких разных круп («каша семи зёрен»), это овощи и фрукты нового урожая, это мёд, молочные продукты, зрелые желтые сыры и масло. Мясо и рыба фактически не употреблялись.
© Shellir
URL записиВ викканской традиции Луннаса – это время появления в мире первых «детей» сочетавшихся браком на Лито Богини и Бога: хлеба, овощей и фруктов. Божественная пара, таким образом, выступает в ипостаси подателей благ. Богиня в это время – хозяйка зерна и урожая, та, что собирает плоды, и хранит их, и распределяет. Для Бога это время – точка кульминации его зрелой мужской силы, поэтому Лугнасад нередко воспринимается как мужской, состязательный, иногда даже воинский праздник. Впрочем, у многих народов конец июля, время перед жатвой – традиционное время мужских состязаний.
У кельтов праздник был посвящен Лугу, чье имя переводится как «Светлый», одному из самых значимых и заметных богов кельтского пантеона, при этом он иногда обладает чертами и культурного героя, и трикстера. Луг был королем Туата де Данннан после Нуады Серебряной Руки, и входит в троицу величайших королей волшебного народа. Само название – Lughnasa трактуют обычно (в соответствии с глоссарием Кормака, Sanas Cormaic) как «сборище [в честь] Луга», а еще один источник переводит название как «свадьба Луга», правда не уточняет, с которой именно из жен. Сохранилась и легендарная версия о появлении праздника – говорят, что сам Луг установил его в честь своей приемной матери в Клане Дану – в честь Таильтин (Тальтиу), одного из воплощений земли.
В кельтские времена Лугнасад был временем общих собраний, судов – как королевских, так и судов брегонов (так же как противоположный в Колесе праздник – Имболк), когда каждый свободный мог явиться к месту собрания и попросить о справедливости. Такие общие сборы сопровождались торжищами, на которые приезжали и земледельцы, и ремесленники, и торговцы из дальних мест, а сверх того устраивались и королевские пиры, к которым также мог присоединиться каждый свободный, кто принес для короля «отдарок» - козленка, ягненка или поросенка.
Но с течением времени традиция сборищ законоведов полностью исчезла, а Лугнасад превратился, по большей части, в праздник жатвы, праздник нового урожая, и черты его стали близки к аналогичным праздникам по всей Европе: это обряды срезания первого и последнего снопов, это снятие пробы с урожая, это пиршества и состязания. Уникальным для кельтского мира обычаем осталась, пожалуй, только традиция собираться к вечеру праздничного дня на высоких холмах и жертвовать там десятину урожая земле.
Еда Лугнасада – это прежде всего «еда первых плодов»: то есть хлеб во всех его видах и формах, от лепешек до ягодных пирогов, это каша, сваренная одновременно из нескольких разных круп («каша семи зёрен»), это овощи и фрукты нового урожая, это мёд, молочные продукты, зрелые желтые сыры и масло. Мясо и рыба фактически не употреблялись.
© Shellir